Геймификация и настольно-ролевые игры в образовательном процессе

Геймификация в образовании или как помочь формированию здоровой личности ребенка - обо всем этом мы поговорили с создателем идеи развития настольно-ролевых игр в России, характерологом и профайлером Алисой Миловановой.

Более 12 лет я занимаюсь характерологией и исследую все теории, связанные с типом личности, темпераментом и характером. Все свои знания и опыт я объединила в проекте по развитию геймификации в образовании и HR, а также популяризации настольно-ролевых игр в русскоязычном сообществе.

В прошлом году я предложила эту идею на федеральном уровне и получила много позитивной обратно связи. Идея заняла 393 место среди почти 15 тысяч идей со всех регионов.

Потом я написала проект «Настольно-ролевые игры как главный инструмент развития гибких навыков у школьников всех возрастов», и мы получили Большую Золотую Медаль на выставке «Учебная Сибирь – 2021».

Сейчас мы пробиваемся в молодежные центры, чтобы в каждом городе было бесплатное помещение для живых встреч. Любители настольно-ролевых игр смогут собираться и прокачивать социализацию, эмпатию и коммуникабельность. Педагоги и старшеклассники могут попробовать себя в классических играх таких, как dungeons & dragons, и vampire: the masquerade.

Предпосылки по развитию геймификации в образовании:

- тенденции к изменению методов и ценности в образовании;

- отсутствие коммуникативных навыков у людей в более взрослом возрасте;

- постоянный стресс и давление включают поведение, ориентированное на выживание и не способствуют формированию здоровой личности;

- люди ищут спасение от стресса и скучной, давящей реальности.

Длительный стресс отключает возможность использовать те участки мозга, которые отвечают за креативное, стратегическое мышление, а также эмпатию и эмоциональный интеллект в целом. Находясь в длительном стрессе, подростку трудно на физиологическом и нейрохимическом уровне обучаться чему-то новому и развивать полезные социальные гибкие навыки.

Поэтому мы наблюдаем, что подростки опираются на известные ранее шаблоны или пытаются объединить новую информацию со старой. Если это не получается, подростки могут воспринимать новую информацию почти враждебно. Поведение в длительном стрессе также приводит к деиндивидуализации. Это утрата самоосознания, своей индивидуальности и боязнь оценки.

Вырастая, они боятся брать ответственность и делать новые попытки после поражения. Частый запрос на работу с коучем или психологом - «синдром Самозванца», когда человек не верит в себя и в свои силы, ему нужно постоянное социальное одобрение.

За время нашей общей практики с другими специалистами выявлено, что наиболее эффективным методом для развития креативного и стратегического мышления является комбинирование элементов разных методик (от гештальт-терапии до сказкотерапии):

- наличие безопасной среды, где безоценочно принимается любой вымысел и фантазия;

- возможность разделить эту фантазию с кем-то и развить общими усилиями;

- отсутствие жестких правил и ограничений, но элемент азарта и внезапности от «механики» методики;

- возможность развивать фантазию в реальном мире, перенося позитивное эмоциональное состояние и фантастический опыт в свою повседневную жизнь.

Метод, объединяющий данные элементы, нашелся в игровой среде.

Настольно-Ролевые Игры (далее НРИ) - это не просто игры, к которым многие привыкли, по типу мафии, например, где есть строгие начало и конец, жесткие правила и невозможность развернуть фантазию. В настольно-ролевой игре возможно практически всё. Персонажи могут использовать все возможности, которые предоставляет им игровой мир. В своих действиях они ограничены только моральными устоями своих персонажей и внутренними законами мироздания, в котором они находятся.

В образовательном процессе можно геймифицировать определенные элементы. Например, задачи по физике можно обыграть как приключения в космосе. Ученик выступает в роли космонавта, которому необходимо спасти себя и своего командира от нашествия «Чужого» и тд.

Здесь можно использовать ТРИЗ-педагогику и задавать интересные вопросы, описывать то, что происходит в общей фантазии. Таким образом ученики будут эмоционально погружаться в задачу, искать нестандартные ответы и предположения и сами будут ставить себе задачи. У детей включается фантазия и желание изучить что-то новое, что поможет пройти квест и дать качественный ответ.

Что говорят подростки о НРИ:

- “Учит терпению - ведь в игре идёт постепенное приобретение опыта”;

- “Снимает страх совершать ошибки и принимать последствия как есть”;

- “Отыгрыш разных персонажей помогает развивать свою эмпатию, вставать на место другого”;

- “Моделирование личности своего персонажа помогает увидеть необходимость определенных качеств и навыков для решения задач, что переносится и в реальную жизнь”;

- “Развивает Эмоциональный интеллект”.

Сложность состоит в том, чтобы собраться с педагогами и вместе продумать на определенный период общую историю, в которую они будут погружать учеников.

Можно придумать сюжет на весь класс.

Например, учителя географии, химии, истории, русского и литературы думают, какой здесь может быть культурно-исторический, фантастический сюжет, в который они погружают своих детей? Какие квесты они дают для того, чтобы ребенок сам нашел ответы по данной теме и в тех учебниках, которые необходимы для его возраста.

Можно подключить биологию и решать детективные квесты в стиле любимой детьми фантастики. Идет погружение в историю игры.

Дополнительный эффект таких методик – игра выходит за рамки школы. Дети выносят за стены школы эту историю и идеи, они продолжают сюжет, придумывают квесты и изучают новое, ставят друг другу задачи и вместе их решают.

Школьники начинают фантазировать, задавать новые вопросы и искать новые ответы.

У них развивается познавательный интерес и удивление. Общение с педагогами и сверстниками становится более позитивным.

Очень много зависит от учителей, как они будут преподносить эту историю.

Каждый ребенок сам придумывает себе роль. В процессе создания персонажей, которые дети будут отыгрывать, необходимо напоминать, что у каждого есть свои сильные стороны, все важны и интересны.

Постепенно дети начнут использовать ценные качества друг друга и понимать, что необходимо для решения общей задачи. Такой подход учит коммуницировать и социализироваться, а не закрываться в маленькие группки.

У каждого игрока есть «Лист Персонажа» , в котором отображены качества и характеристики, такие как мудрость, интеллект, харизма и тд. Это нечто среднее между школьным дневником с индивидуальными оценками и резюме, которое мы предоставляем работодателю с нашими сильными качествами по определенной профессии.

Благодаря такой информации появляется осознание, к чему стоит стремиться и в каком направлении развиваться, как профориентироваться и что можно делегировать.