Причины школьной неуспеваемости ребенка и нежелания учиться

В чем причины неуспеваемости ребенка в школе и отсутствия желания учиться? Почему некоторые дети быстро схватывают информацию, а другие долго не понимают правило и не могут применить его на практике?

Мы поговорили с семейным психологом Яной Рябиченко и нашли ответы на эти и другие вопросы.

На любое поведение у ребенка всегда есть причина. Даже если по ощущениям родителей их чадо ленится, то у него для этого тоже есть какая-то причина.

Мы знаем, что когда ребенок подрастает и узнает цифры, буквы, уже сам читает и считает, то ему приятно, когда его хвалят. Он с радостью все делает и очень хочет порадовать родителей.

Бывает и такое, что возраст ребенка уже подошел, а буквы не учатся, все через силу и со скандалом. Стимулирование и мотивация не помогают.

В моей практике родители юных и подрастающих школьников приходят на консультацию чаще всего с такими вопросами, как:

  • ребенок ленится

  • ребенок ничего не хочет делать и совсем не хочет учиться

  • неуспеваемость и сложности по предметам

О лени больше говорят, чем она существует. Если предмет дается легко, то ребенку не лень заниматься, считать и писать. Ребенок учится с удовольствием и ему совсем не лень.

Что же влияет на школьную успеваемость ребенка?

Предлагаю обратить внимание на следующие факторы:

  • мотивация

  • физиология

  • эмоциональный фон и ситуация в семье

  • уровень когнитивных функций

Мотивация

Мотивация ребенка - это общая ответственность, большая часть которой лежит на родителях.
Важно, чтобы родители, учителя и репетиторы действовали экологично. Только бережное и аккуратное отношение к ребенку поможет в мотивации к учебе. Через внимание, принятие и искренность ребенок поймет, что ему помогут с учебой, у него все будет получаться и учиться станет намного легче.

Физиология

Здоровье ребенка - очень важная составляющая успеха в учебе.

Два главных физиологических показателя - это сон и питание, которые должны быть всегда в норме. Если они нарушены, то необходимо найти причину. Возможно, стоит обратиться к специалисту (неврологу).

Эмоциональный фон и ситуация в семье

Если в семье непростая ситуация, то по ребенку это часто заметно. Ребенок может быть грустным или без настроения, или наоборот, быть нервный и находиться в состоянии протеста. Это тоже будет мешать хорошему результату в учебе. Очень часто дети сами рассказывают о сложной обстановке дома.

Уровень когнитивных функций

Все педагоги знают, что есть основные когнитивные процессы - это внимание, память и мышление.

Ситуации возникают разные:

  • ребенок может все понимать в спокойной индивидуальной работе с репетитором, а в классе он теряется и не может применить знания;

  • некоторые дети даже после многократного повторения правила не могут его понять;

  • во время занятия ребенок быстро отвлекается, перескакивает с темы на тему, не может усидеть на месте.

Чтобы выявить подобные проблемы и найти решение, родителям следует обратиться к психологу или нейропсихологу.

Педагоги тоже могут заметить эти особенности ребенка и постараться помочь в тренировке когнитивных функций.

Например, если есть проблемы с фокусировкой внимания, то поможет использование частых перерывов и отвлекающих приемов, чтобы дать мозгу возможность перезагрузиться и набраться энергии для следующего рывка.

Успех ребенка в учебе, желание и интерес узнавать новое - это общая задача семьи и педагогов.

Каждый человек, который является частью этой системы и окружает ребенка в учебном процессе, должен уметь настраиваться на волну ребенка, общаться с ним, проявлять внимание и поддержку, искать внутренний мотив. Благодаря такому подходу и отношению ребенок обязательно раскроется, захочет подтянуться в учебе и начнет учиться с удовольствием.