Каждый имеет право на образование

В Москве уже несколько лет выпускаются дети, которые обучались в ресурсных классах. О праве каждого ребенка на образование и создании необходимых условий мы поговорили с Татьяной Гусевой из Новосибирска – мамой особенного ребенка, организатором ресурсных классов и членом общественного совета при Министерстве образования Новосибирской области.

Я занимаюсь организацией инклюзивного обучения для детей с аутизмом, то есть обеспечением равного доступа к образованию всех обучающихся, независимо от имеющихся особенностей.

«Равные возможности для разных» © Мультфильм Зверополис

Этот мультяшный девиз отражает смысл того, что мы делаем.

Зверополис - наглядный пример адаптированной среды.

В любом месте города каждый житель чувствует себя комфортно. На вокзал или другое общественное место можно попасть доступным способом – эскалатор, аэротруба, водоем с последующей сушкой; сок в уличном кафе подают так, чтобы не пришлось наклоняться, даже мусорные урны трёх размеров. Так и в ресурсном классе: для детей с особыми потребностями создаются специальные условия. В такой образовательной модели предоставленное школьное помещение разделяется на три зоны: для групповых, индивидуальных занятий и зону сенсорной разгрузки.

Создание условий касается не только среды. Полноценная инклюзия подразумевает специальные образовательные программы и учебники, постепенную мягкую адаптацию как для особых, так и для здоровых детей.

Когда старшему ребенку было 3 года, врачи сказали, что у него расстройство аутистического спектра (РАС).

Мы пошли в центр, работающий по методикам прикладного анализа поведения. У ребенка пошел сильный прогресс и там же мы нашли активных родителей, с которыми мы объединились и работаем вместе в интересах детей.

У большинства родителей подготовка к первому классу начинается в начале года. Они выбирают школу, подают заявление и документы, выбирают лучшего учителя.

У меня было все не так.
В январе 2018 г. мы с родителями других детей составили список школ и пошли к руководству учебных заведений, чтобы рассказать о ресурсных классах. Мы просто хотели, чтобы 8 детей с РАС могли пойти в обычную школу и учиться совместно со сверстниками. Предварительное согласие дали 3 школы из 10. Я благодарна всем, кто откликнулся и помог, особенно департаменту образования и организаторам первых ресурсных классов нашего города.

Благодаря общим усилиям группа родителей прошла эту гонку согласований, организации, поиска школы и подготовки.

Мы были третьими в городе, кто организовал ресурсную зону в обычной школе.

Чтобы привлекать специалистов, средства на оплату, писать гранты, заключить договор со школой, необходимо было создать некоммерческую организацию. Я сама писала устав, собирала из нескольких уставов других организаций и его приняли со второго раза.

В обычных классах ребенок всегда ходит с тьютором. В таких классах проводятся уроки доброты, где рассказывают, что у каждого есть свои сильные стороны и особенности. Дети принимают эту мысль, что все люди разные и спокойно адаптируются, не боятся ребенка, который может долго прыгать и кружиться на месте.

Основные проблемы, с которыми мы столкнулись при организации ресурсных классов:

- отсутствие подготовленных специалистов для работы с детьми;

- модель ресурсного класса не закреплена в законодательстве.

Мы очень надеемся, что в ближайшее время будут изменения в этих направлениях и школы будут активнее содействовать в открытии ресурсных классов.

Сама школа не может организовать ресурсный класс. Тут и нехватка финансовой поддержки, и отсутствие инструкций для организации ресурсной зоны.

Возможно на следующий год будет увеличено финансирование в школах и нам, как некоммерческой организации, будет проще в привлечении меньшего объема средств для оплаты работы экспертов, кураторов и супервизора. Зарплата тьютора очень низкая, найти хороших педагогов на такую оплату труда очень сложно. В основном мы берем студентов, которых сами и обучаем. Они получают опыт и знания, а потом уходят в частную практику и частные центры.

Хотелось бы, чтобы проект, как в Америке и Израиле, перешел на государственные рельсы.

Понятно, что пока процесс контролируется родителями, результат более качественный. С другой стороны родителям очень тяжело постоянно вести и поддерживать школы в рамках таких проектов.